Детская психология

Как вырастить ребенка счастливым и не сойти с ума | Потребности ребенка

Потребности ребенка
Попробуйте выносить ребенка, родить, качественно и быстро реагировать на все его крики в первый год жизни, пережить трехлетний кризис, вырастить его физически здоровым, пережить подростковый возраст, отпустить без лишних эмоций и тревог и не доставать всю оставшуюся жизнь А еще принимать, терпеть, не втягивать в своих ожидания и проекции, понимать, не реагировать на провокации, стойко переносить истерики, любить и сочувствовать и при всем этом не сойти с ума, не погрузиться в депрессию, сохранить свою собственную жизнь, не выгореть эмоционально, развиваться и стремиться к чему-то новому.

В наше детоцентрированное время быть мамой нелегко. Советов и советчиков море, выбрать свой путь непросто.

Когда меня спрашивают как не ошибиться, как воспитывать ребенка правильно и держать этот тонкий баланс, я всегда советую обращать внимание на потребности. На потребности ребенка и свои. Умение видеть их, расставлять приоритеты, вписывать потребности ребенка в свои потребности и качественно реализовывать потребности всех членов семьи – это незаменимый материнский навык, позволяющий растить счастливого ребенка и самой жить полной жизнью.

Потребности ребенка

Давайте разберемся, какие потребности есть у детей и как их качественно закрывать.
Вообще все человеческие потребности можно свести к трем большим группам:
  1. Потребность в безопасности.
  2. Потребность в любви, принятии, уважении, и ценности для группы.
  3. Потребность в исследовании, развитии, познании.
Давайте подробно разберем каждую группу.

1. Потребность в безопасности

Группа базовых потребностей любого человека.

Сюда можно включить:
  • физическую безопасность
  • потребность в сне
  • потребность в еде
  • безопасность личных границ
  • безопасность границ жилища
  • отсутствие угроз для жизни и психики
  • безопасное окружение

Младенцу необходима уверенная мама, которая точно знает, что с ним происходит и помогает ему. Такая мама уверена в себе, в своих знаниях, умениях и передает ребенку ощущение, что все находится под контролем, ничего страшного не произойдет, ребенок под надежной защитой, можно расслабиться.
потребность +в безопасности
Новорожденному ребенку необходимо быть при маме круглосуточно. Хотя бы первые 40 дней его берет только мама, никаких чужих рук и чужих людей. 40 дней - это адаптационный период, очень сложный для малыша, требующий большой работы. Безопасность крайне важна для него в этот период. Хорошо бы первые 40 дней обойтись без прогулок, по крайней мере значительно сократить время нахождения вне дома. А также избегать гостей.

Ребенок должен получать грудь по первому требованию и сосать без ограничений.
Ребенку должно быть максимально комфортно физически. Комфорт в теле дают совместный сон, высаживание, мягкое адаптационное купание, правильный холдинг (ношение на руках), мягкий мамин массаж.

Ребенок не готов переносить физическое насилие в виде беби-йоги, динамической гимнастики, проныривания, купания в большой ванной, частых и грубых вмешательств от врачей. Подобные вещи сильно повышают тревогу у малыша.

И еще одна важная потребность ребенка – отсутствие стресса у мамы. Маленький ребенок отлично считывает эмоциональное состояние мамы и в ответ на ее повышенную тревожность начинает бепокоиться сам. У тревожных мам дети плачут гораздо чаще.

2. Потребность в любви, уважении, внимании

Ребенку очень важно ощущать себя нужным, ценным, любимым, востребованным. У новорожденного ребенка эта потребность очень высока, для него это основа выживания. Наши младенцы не способны заботиться о себе, и если родители отказываются от ребенка, он погибает.

Ребенку необходимо транслировать всеми доступными способами, что он желанный, его ждали и он нужен в семье, от него никогда не откажутся, не променяют на другого. Важно показывать, что никакое даже самой ужасное поведение не будет поводом от ребенка избавиться. Поэтому никогда никаких "сдам тебя в детдом" или "сейчас тебя полицейский заберет" или "все, мы уходим без тебя".

Также важны для ребенка эмоциональная доступность мамы, не "замороженность", эмоциональное присутствие и телесный контакт. Валяйтесь, обнимайтесь, смотрите мультики вместе, мастерите что-то, просто посидите в обнимку. Для малышей – это как воздух, необходимо и слишком много не бывает.

    3. Потребность в исследовании, развитии, познании

    Для ребенка до 9ти месяцев потребность в развитии выражается в освоении своего тела, развитие мозга и нервной системы.

    Это развитие происходит через покой и мягкий уход. Маме, чтобы помочь ребенку освоить тело, важно давать максимум тактильности: гладить все тело, брать за ручки и ножки, очерчивать границы тела. Не нужны никакие специальные развивающие техники, медицинский массаж без показаний и помощь извне. Отлично подойдет мягкий материнский массаж. И очень важен правильный холдинг ребенка, хорошо освоенные и безопасные позы для ношения ребенка.
      потребность в развитии
      Дети постарше начинают активно исследовать мир. Потребность в развитии, исследовании очень сильна у детей. Главная задача родителей – не убить этот познавательный интерес запретами и своими страхами.

      Ребенку важно чувствовать – мир безопасен для меня. Именно из таких детей с базовым доверием миру вырастают независимые, уверенные в себе, любопытные, доброжелательные взрослые. Задача родителей показывать, что мелкие неудачи и поражение - это разные вещи. А боль - это просто сигнал тела, а не знак, что мир опасен и изучать его не стоит.

      Родителям важно научиться доверять своему ребенку, передавать ему ответственность за его безопасность и приходить на помощь только когда ребенок сам просит об этом.

      Излишняя родительская опека снимает с ребенка ответственность и ведет к травмам, несмотря на старания взрослых защитить ребенка.
      Задача мамы научиться видеть какая потребность ребенка стоит за каждым его действием. Это навык, который мгновенно превращает вас в компетентную мать.

      Важно помнить, что любой человек, включая детей, крайне редко что-то делает именно назло, желая навредить, чаще всего он просто пытается реализовать одну из потребностей, иногда криво и в ущерб другим, но нас и не учили действовать прямо.

      Например, ребенок рассыпал муку по всей кухне. Вы берете паузу и начинаете думать: ясно, что это была потребность в развитии, познании мира, у ребенка в голове пока нет ясного и простого пути как можно реализовать эту потребность экологично. В этот момент подключается мама и говорит "дорогой, я понимаю, что тебе было интересно посмотреть что будет, если... но ты больше так не делай, вместо этого делай вот так..."

      Действуя так вы показываете, что потребность ребенка услышана, учтена и задаете адекватный формат для ее реализации. Если так делать часто, ребенок научится приходить и заранее спрашивать как лучше ему поступить в сложной ситуации.

      Счастливый человек тот, кто умеет видеть свои потребности и находить адекватные пути их реализации. Обучая этому детей вы даете им важнейший опыт и мощную базу для комфортной жизни в будущем.
      Остались вопросы?
      Смотрите записи вебинаров
      Мой комфортный ребенок
      Ребенок падает на пол магазине и закатывает истерику. На любой отказ ноет и ноет, пока мама не срывается на крик. Лупит других детей совочком. Кусает и бьет маму. Плохое воспитание или крик о помощи?
      Посмотреть
      Развитие ребенка от года до трех
      Полная информация об этапах и особенностях развития ребенка от года до трех. Потребности ребенка в разные этапы жизни.
      Посмотреть

      Понравилась статья?

      Подпишитесь на рассылку и узнавайте наши новости первыми!
      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.
      Похожие статьи