Психология материнства

Осознанное материнство: особенности новорожденного ребенка

Физиологические особенности новорожденных
Когда меня спрашивают «Вы же за естественное родительство, да?», я вздрагиваю. Меня пугают приверженцы естественного родительства своим фанатизмом и активной борьбой за свой образ жизни. Я не против естественности в родительстве, но я против подмен, когда мама убеждена, что в воспитании ребенка нужно вернуться в каменный век и отказаться от всех благ цивилизации. Это перекос в другую сторону, когда женщине важно быть «правильной» любой ценой.

Я думаю, что каждая мама вправе сама выбирать как именно она будет растить своего ребенка, использовать ей памперсы или нет, кормить грудью или пересадить на смесь. Но я за осознанность в выращивании детей, за видение особенностей малышей, за четкое понимание, зачем и что мы сейчас делаем, и какие результаты это даст в долгосрочном периоде.

Говорят, что воображение – это то, что отличает нас от животных. Давайте включим его и попробуем представить, что чувствует новорожденный ребенок...

Физиологические особенности новорожденного ребенка

Девять месяцев ребенок сидел у мамы в животике, ему было тепло, тесно, влажно и безопасно. Он ощущал себя частью чего-то большого, делил с мамой все ее переживания, сердечко малыша билось чаще, если мама волновалась. Он запомнил ее запах, ее голос, вкус околоплодных вод.

В какой-то момент ребенку стало слишком тесно, он понял, что сейчас что-то очень сильно изменится в его жизни. Проходя через родовые пути, малыш испытал свой первый стресс, он прошел через сильное сжатие, боль. Он работал и старался. Малыш рассчитывал, что после такого количества боли и труда, ему дадут отдохнуть в безопасности, что его большая и такая привычная мама будет рядом.

После родов все изменилось, все изменилось настолько катастрофично, что новорожденному необходимо прийти в себя, осмотреться, понять, куда он попал, как ему со всем этим жить.

Ребенок перестал ощущать форму своего тела – раньше оно было ограничено стенками матки, а теперь границ нет, где он заканчивается не ясно, управлять этим всем новорожденный ребенок не умеет. Его пугают собственные руки и ноги, ребенку дико дискомфортно от ощущения, что он разваливается на части без внешних границ.
    физиологические особенности новорожденных
    На новорожденного малыша обрушивается огромный поток новой информации: свет, какие-то объекты вокруг, движения воздуха и сквозняки, новые звуки, запахи, прикосновения к его коже маминых рук, пеленки, простыни. Внезапно ребенок оказывается в условиях сильного перепада температур, от 38 у мамы в животе до 20-25 в комнате, его телу очень сложно регулировать свою температуру, оно еще не сумело приспособиться к новым условиям, и новорожденный то мерзнет, то перегревается.

    Ребенок не понимает, что происходит вокруг, у него нет совершенно никакого опыта. Он ожидает, что мама, его единственная опора в этом мире, будет рядом все время, будет его защищать, помогать разобраться с телом, согревать своим теплом, устранять все его проблемы.

    У новорожденного ребенка нет локализации боли, он не ощущает голода, холода, не понимает хочет он писать или какать. У него есть только две лампочки – «мне хорошо» и «мне плохо». Малыш стремится в состояние комфорта и ждет, что мама будет ему в этом помогать. Ребенок ожидает, что мама поймет, что именно его надо, чтобы вернуться в состояние комфорта. Если малышу плохо, он может только плакать, плакать и звать маму.

    Новорожденный ребенок совершенно беспомощен и зависим. На самом деле все, что его надо - это мама. Мама и только мама! Ее руки, ее голос, ее запах, ее молоко, ее уверенность в себе и своих действиях, ее способность видеть его и помогать.

    Развитие новорожденного

    Новорожденному нужно примерно 40 дней, чтобы отойти от родов, научиться хоть как-то управлять своим телом, привыкнуть к свету, воздуху, температуре, начать осваиваться в новом мире.

    И ему нужно примерно 9 месяцев, чтобы дорасти до состояния любого другого новорожденного млекопитающего. Только после этого ребенок становится относительно самостоятельным, начинает отделяться от мамы и уже готов проводить время с другими людьми.

    Дело в том, что когда человек начал активно эволюционировать и отрастил себе неприлично большой мозг, природа встала в небольшой тупик: человек стремился быть прямоходящим, что очень сильно сужало нам таз и родовой проход, и при этом у человека был стремительно увеличивающийся мозг. Голова человеческого детеныша просто не способна была пройти через родовые пути прямоходящей самки человека.

    Тогда природа как всегда пошла по самому простому пути. Она сократила беременность человеческой самки вдвое, оставив остальные 9 месяцев на совесть матери.

    И теперь мы рождаемся недоношенными на 9 месяцев. Благодаря этому мы такие умные и способные. Но наши детеныши не жизнеспособны без нас. Мы должны носить их оставшиеся 9 месяцев беременности вне себя, на себе, при себе.

    Идем дальше, теперь попытаемся понять, зачем нам нужны все эти слинги, высаживания, кормления грудью, совместный сон и прочие атрибуты естественного родительства.

    Помним, что наш малыш после рождения растерян, он попал в принципиальные иные условия, мы должны дать ему время на мягкую адаптацию к новой среде обитания. В первые 40 дней перед ним не стоит задач научиться ползать, узнавать папу и говорить «привет». Он должен просто понять, что и тут можно жить, начать осваивать свое тело и разбираться со своими потребностями. А еще научиться правильно брать грудь и сосать. И много спать, чтобы прийти в себя.
    Поэтому наша задача на это время создать ему максимально комфортные условия, похожие на условия пребывания в матке:

    • пеленание собирает и ограничивает тело, убирает мешающие конечности, создает ощущение сжатия как в матке
    • слинг помогает всегда быть вместе с мамой, слышать ее дыхание, сердцебиение, ощущать родной запах
    • совместный сон нужен, чтобы спать в маминых объятьях спокойно и расслаблено, с ощущением полной защищенности, согреваться маминым теплом
    • высаживание новорожденного помогает расслабить сфинктеры и пописать, перейдя из состояния «мне плохо» в состояние «мне хорошо», научиться постепенно самому контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, сдерживаться и расслабляться когда надо
    • сосание груди дает мощный выброс эндорфинов, успокаивая и расслабляя одновременно, создавая ощущение спокойствия, защищенности, гармонии
    Как только мы понимаем как устроен наш новорожденный ребенок, что он чувствует, чем он живет, как он развивается, и какие задачи стоят перед ним в разные периоды его жизни, нам становится понятно каждое наше действие. Мы точно знаем, на что сейчас повлияет наше решение, и просчитываем его последствия. Именно в этом суть осознанного материнства, а не в отказе от колясок и памперсов.

    Учитесь, читайте, ищите хороших специалистов, разбирайтесь как устроен ваш ребенок, изучайте особенности его физиологии и психологии в разные периоды времени. Тогда проблем с принятием решения не возникнет.
    Остались вопросы?
    Смотрите записи вебинаров
    Грудное вскармливание
    Все о ГВ от рождения до самоотлучения. Как наладить, что контролировать, а что отпустить, как кормить долго и беспроблемно, как и когда правильно свернуть ГВ.
    Посмотреть
    Высаживание, памперс, горшок
    Вебинар про особенности развития мочеполовой сферы у ребенка. Памперсы как явление, приучение к горшку, трудности и способы преодоления.
    Посмотреть

    Понравилась статья?

    Подпишитесь на рассылку и узнавайте наши новости первыми!
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.
    Похожие статьи