Детская психология

Основа основ: первый год жизни ребенка

Ребенок первого года жизни
Последние вопросы в группе "Гв - вопросы и ответы" навели меня на мысли, что у большинства мам, после рождения ребенка, нет четкого понимания что и зачем делается и какие результаты принесет в будущем.
Есть какой-то хаотичный набор действий и такой же хаотичный набор советов от акушеров в роддомах и подруг. Все на уровне поверий и суеверий )
Поэтому хочу пробежаться по основам.

Знаете какой самый частый возраст детей при обращении к психологам? 3 года и подростковый период.
Это два ключевых периода, когда начинают вылезать все косяки. Ребенок "внезапно" портится, чаще всего говорят "такой был хороший, послушный, а тут как с цепи сорвался".
Так вот, дорогие мамы, дети не меняются внезапно, все это результат наших усилий, наших действий и бездействий.
И основа закладывается в первый год жизни ребенка.

Засада в том, что результат мы не увидим сразу, результат мы получим много лет спустя. Поэтому важно понимать что и зачем в этот первый год жизни мы делаем.
Именно первый год - это время, когда закладываются основные схемы взаимодействия ребенка с миром и с собой. Это досознательные схемы, формирующие до момента осознания себя как личности. Поэтому с ними практически не возможно ничего сделать в старшем возрасте. Можно только корректировать какие-то вещи.

Роды для ребенка сильнейший стресс, он получает огромное количество разных гормонов, переживает боль, сдавливание, страх перед неизвестностью. Он выходит в совершенно другой мир. Жизнь в матке кажется раем, жизнь в мире требует усилий и пугает.
Нужно дышать, сосать, выводить отходы жизнедеятельности. Учиться реагировать на свет, температуру, управлять своим телом. Хоть как-то научиться определять что опасно, а что нет.

Ребенок беспомощен, беззащитен и понятия не имеет, что он хочет и как это получить. У него всего две лампочки: зеленая - мне хорошо и красная - мне плохо. С чем связана красная он не понимает и рассчитывает, что мать будет помогать.

Вся эта неопределенность и незащищенность вызывает во-первых, сильнейшую тревогу, во-вторых, потребность в спокойной и знающей матери рядом, которая выступает в роли надежного проводника и вселяет в малыша уверенность, что все будет хорошо.
Первый месяц для малыша адаптационный, все что ему надо - покой, мама рядом, грудь и время, чтобы понять куда я попал и как тут жить. Ему не нужны чужие руки, включая бабушек и пап, это сбивает и пугает. Ему не нужны прогулки и сон на балконе, ему не нужны проныривания и гимнастики. Просто спокойное и безопасное пространство у мамы под боком.

А еще ребенку необходимо убедиться, что мир, в который он попал безопасен и доброжелателен для него.
И вот тут помогает мама. Ее основная задача видеть потребности малыша и закрывать их максимально качественно и быстро.

Чтобы создать вот это ощущение спокойного рая мы используем: неограниченное кормление грудью, ношение на руках, совместный сон, пеленание, высаживание, мягкое адаптационное купание.
Эти вещи помогают собрать тело, возвращают ощущения утерянного рая (как в матке), убирают последствия родового стресса, снижают тревожность.

Кроме этого все эти вещи помогают сформировать отношение к себе как к ценности, как к важному человеку, потребности которого важны, услышаны и реализованы. В дальнейшем это перейдет в ощущение собственной важности и базовому ощущению себя хорошим.

Все это - важные небольшие кирпичики из которых строится основание личности. Если мы делаем несколько промахов, а это неизбежно, но в целом стремимся видеть все потребности, то в основании будет пара плохих кирпичей, но база все равно будет прочной. Поэтому таких кирпичиков надо набрать как можно больше, понимая, что на этом будет потом выстраиваться характер ребенка, его отношения с собой и людьми, его самооценка, его реакция на стрессы и т.д.

Каждое действие по отдельности не так важно - может не быть пеленки, можно купать в большой ванной, можно не высаживать, но все вместе они дают накопительный эффект.
Чем меньше потребностей малыша мы видим и закрываем, тем тревожней ребенок, тем сильнее тонкое ощущение собственной никчемности, перерастающей в более старшем возрасте в уверенность, что ты недостоин заботы и любви.

Так что, дорогие мои, прежде чем отвергать пеленание, усаживать малыша в детский стульчик, сворачивать ГВ, говорить, что памперсы удобнее высаживания, постарайтесь добыть информацию как это ваше конкретное действие отразиться в будущем на малыша. Слава богу сейчас информации достаточно и можно при желании найти что угодно.

Уходите от формата форумных советов, ищите научные знания, разбирайтесь что и зачем нужно. Поверьте в 3-4 года вы будете точно знать почему ваш ребенок такой и сюрпризов не будет.

В дополнение хочу сказать важную вещь.

Все что было написано необходимо чтобы понимать что и зачем мы делаем с малышами, а не для того чтобы оценивать как мы накосячили, глядя на подрощенных детей.
Коррекция возможна на любом этапе, но даже это не главное.
Главное ваше умение как мамы видеть потребности ребенка и вписывать их в свои потребности в любом возрасте. И умение думать, а не паниковать и бездумно следовать советам.
Думать, анализировать и делать выводы.

Это не оценивать себя и свои действия с точки зрения "я молодец или я плохая мать", это совсем другое состояние.
Тут нет оценки себя как матери и нет оценки ребенка как хорошего или плохого. От оценок важно уметь уходить и с рождения ребенка вырабатывать в себе безоценочное восприятие материнства и детей.

Как по-другому?

Смотреть что сейчас происходит с ребенком, что является причинами его поведения, какие потребности стоят за этим поведением, каким образом мы можем эти потребности закрыть, если вдруг есть конфликт потребностей ребенка и моих, как закрыть потребности обоих без жертв.

Сидеть в чувстве вины не конструктивно, вы тратите на это ресурсы и силы, перестаете видеть ребенка.

Также точно бессмысленно сидеть в оценке ребенка. Всегда есть важная причина для любого поведения. Компетентная мать способна находить причины или приходить к кому-то за помощью.

У меня этот навык развит уже хорошо, но и я периодически прихожу за помощью, потому что некоторые вещи отлично видны со стороны и почти необнаружимы изнутри.

Вера в себя как в мать и вера в своего ребенка - это базис для того, чтобы быть достаточно хорошей мамой
Остались вопросы?
Смотрите записи вебинаров
Грудное вскармливание
Все о ГВ от рождения до самоотлучения. Как наладить, что контролировать, а что отпустить, как кормить долго и беспроблемно, как и когда правильно свернуть ГВ.
Посмотреть
Высаживание, памперс, горшок
Вебинар про особенности развития мочеполовой сферы у ребенка. Памперсы как явление, приучение к горшку, трудности и способы преодоления.
Посмотреть

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку и узнавайте наши новости первыми!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.
Похожие статьи